Институт экономики естественных монополий (ИЭЕМ РАНХиГС) выполняет научно-исследовательские работы (НИР) по тематикам, связанным с вопросами регуляторной политики в инфраструктурных отраслях естественных монополий.


Основными направлениями исследований, проводимых ИЭЕМ РАНХиГС, являются: 

  • Исследования в области регуляторной политики в отношении субъектов естественных монополий (предприятий инфраструктурных отраслей). 
  • Исследования в области экономического анализа деятельности субъектов естественных монополий. 
  • Исследования в области реформирования естественных монополий.


В 2021 г. ИЭЕМ РАНХиГС выполняется несколько НИР. Тематикой первого является: «Совершенствование методологии тарифного регулирования и оценка тарифных последствий либерализации отношений в сфере теплоснабжения»


Объект исследования:


Система рыночных отношений и тарифного регулирования в сфере теплоснабжения    


Актуальность исследования:

Теплоснабжение это одна из важнейших отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Масштабы отрасли характеризует тот факт, что в России централизованным теплоснабжением для нужд отопления обеспечено более 80 % жилищного фонда, а горячей водой из систем централизованного горячего водоснабжения около 64 % населения. Ежегодно в системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации вырабатывается около 1300 млн. Гкал тепловой энергии, из которых около 46% приходится на комбинированную выработку тепла тепловыми электростанциями. При этом отрасль является убыточной на протяжении длительного периода. Так, по итогам 2018 года рентабельность теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения составила минус 9,5 %, в том числе по производству тепловой энергии котельными - минус 12,8%. Современное состояние теплоснабжения свидетельствует о том, что отрасль функционирует неэффективно, что обусловлено совокупным влиянием следующих факторов: 1) искажения тарифной политики, в том числе внутриотраслевое и межотраслевое перекрестное субсидирование; 2) избыточное регуляторное воздействие на субъектов отрасли; 3) неудовлетворительное состояние систем теплоснабжения (степень износа основных фондов в отрасли составляет около 50 %; доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, составляет около 29 %), что приводит к высоким потерям тепловой энергии при транспортировке, которые по разным оценкам составляют от 12,5 % до 16,5 % и имеют тенденцию к росту). В соответствии с сформированной нормативно-правовой базой в отрасли (включая Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения") в 2018 – 2019 гг. начался поэтапный переход на новую целевую модель рынка тепловой энергии. В рамках формирования целевой модели рынка тепла к настоящему моменту отменено регулирование цен на пар и на тепловую энергию в горячей воде с коллекторов (за исключением поставок населению); сформирован институт единых теплоснабжающих организаций, являющихся едиными центрами ответственности на локальном рынке; осуществляется переход от полного регулирования всех составляющих цены тепловой энергии к регулированию предельного уровня цены для конечных потребителей по методу «альтернативной котельной». Предполагается, что это позволит повысить эффективность использования имеющихся ресурсов и создаст стимулы для привлечения в отрасль частных инвесторов, в том числе в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерств. Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р) одной из приоритетных задач определено повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации. Следствием увеличения объемов выработки тепловой энергии ТЭЦ должно стать увеличение доли выработки электроэнергии ТЭЦ в комбинированном цикле, что должно, во-первых, привести к снижению расходов на производство электроэнергии, а, во-вторых, обеспечить сокращение расходов на производство тепловой энергии. Однако, как показывает практика внедрения новой модели рынка тепловой энергии в пилотных регионах, это может, напротив, способствовать дальнейшему уходу от когенерации. Вследствие этого необходимо проведение дальнейшего анализа подходов к совершенствованию структуры рынка и механизмов ценообразования с точки зрения достижения заявленных Энергетической стратегией целей. В пилотных регионах страны уже накоплен определенный опыт реализации мер по дерегулированию рынков тепловой энергии. Однако, к настоящему времени не проводилось исследований, направленных на выявление практических проблем либерализации, оценку ее фактических результатов (включая тарифные последствия для потребителей тепла).

 
Основная цель исследования:

Целью исследования является разработка предложений по развитию методологии тарифного регулирования и либерализации отношений в сфере теплоснабжения.
 

Также в 2021 г. ИЭЕМ РАНХиГС выполняется НИР по теме: «Исследование подходов к формированию единых межрегиональных тарифов в рамках проведения единой государственной тарифной политики в электроэнергетике»


Объект исследования:

Система формирования тарифов на электрическую энергию и услуги по ее передаче в регионах Российской Федерации


Актуальность исследования:

Российская Федерация характеризуется значительной дифференциацией уровней тарифов на электрическую энергию для потребителей между отдельными регионами. Несмотря на принимаемые меры по снижению межрегиональной дифференциации тарифов, в частности, по выравниванию тарифов в регионах Дальнего Востока со среднероссийским уровнем, уровень различий в тарифах на электроэнергию между отдельными субъектами Российский Федерации достаточно высок. Подобная ситуация приводит к неравным условиям для социально-экономического развития регионов. Необходимость проведения единой тарифной политики в электроэнергетике, в том числе снижения межрегиональной дифференциации тарифов, неоднократно подчеркивалась на уровне Совета Федерации и других органов государственной власти. Также Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207р) в качестве одного из основных направлений пространственного развития Российской Федерации определено сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.

 
Основная цель исследования:

Целью исследования является разработка предложений в отношении правил определения тарифов на услуги водоснабжения с использованием метода сравнения аналогов (на основе эталонных затрат).

Научно-исследовательские работы, выполненные специалистами ИЭЕМ РАНХиГС: