Статьи

Авторы: Агафонов Д.В., Кузнецов В.В.

Издание: Интернет-журнал «Науковедение», т.9, №5 (сентябрь – октябрь 2017)

Статья посвящена актуальной проблеме технологического присоединения к электрическим сетям. Улучшение позиций в рейтинге Doing Business является неоднозначным. Авторами обоснована недостаточность оценки подключения к электросетевой инфраструктуре только при помощи четырех усредненных (для двух крупнейших российских деловых центров) показателей, рассчитываемых в рейтинге Doing Business. В качестве обоснования авторами приведена статистика показателей рейтинга Doing Business для иных регионов России. В статье определена проблема несоблюдения сроков технологического присоединения к электрическим сетям. Авторами статьи определены величины штрафов за несоблюдение сроков технологического присоединения в соответствии с действующим законодательством России. Рассчитанные размеры не оказывают необходимого воздействия на сетевые организации и потребителей. Одним из вариантов, рассмотренным в статье, является увеличение размеров неустойки за несоблюдение сроков технологического присоединения. В качестве одного из примеров действенности увеличения размера неустойки рассмотрен опыт Великобритании. Авторы предлагают увеличить величину неустойки до стоимости аренды дизельного генератора. Это обеспечит рост заинтересованности сетевой компании по причине вероятного роста собственных затрат. Так же увеличение размера неустойки снизит влияние несвоевременного технологического присоединения на деятельность заявителя – заявитель получает возможность аренды дизельного электрогенератора для обеспечения собственных нужд.

Авторы: Суюнчев М.М., Трегубова Е.А., Файн Б.И.

Издание: Интернет-журнал «Науковедение», т.9, №5 (сентябрь – октябрь 2017)

Действующая в Российской Федерации система формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии не позволяет оценить потенциал снижения операционных расходов электросетевых компаний. В статье представлена краткая характеристика методов бенчмаркинга распределительных сетевых компаний, применяемых в странах Западной Европы. Отмечаются различия в составе показателей, учитываемых национальными регуляторами при оценке расходов сетевых компаний, обусловленные природно-климатическими характеристиками территорий, структурными особенностями рынков услуг по распределению электроэнергии. Подчеркнуто, что для определения эталонных расходов электросетевых компаний за рубежом используются комбинации различных методов бенчмаркинга. Для оценки существующего потенциала снижения операционных расходов отечественных электросетевых компаний предлагается использовать эконометрический метод бенчмаркинга. Выделены пять основных этапов бенчмаркинга распределительных сетевых компаний, проводимого с использованием эконометрического метода. Дано теоретическое описание каждого этапа. Рассмотрены практические аспекты выполнения бенчмаркинга эконометрическим методом при регулировании тарифов операторов распределительных сетей Великобритании (DNOs). Представлен анализ влияющих факторов, учитываемых национальным регулятором Великобритании (OFGEM) при определении эталонных расходов электросетевых компаний. Дано описание используемой OFGEM методики расчета коэффициентов эффективности и оценки потенциала повышения эффективности затрат электросетевых компаний.

Авторы: Агафонов Д.В., Мозговая О.О., Трегубова Е.А.

Издание: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции "Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития" (2017)

Рассмотрены проблемы системы технологического присоединения к электрическим сетям в Российской Федерации. Идентифицированы риски технологического присоединения для потребителей и поставщиков услуг. Проанализированы используемые механизмы нивелирования рисков технологического присоединения к электрическим сетям и даны предложения по их совершенствованию, направленные на повышение доступности электросетевой инфраструктуры в стране.

Авторы: Мозговая О.О.

Издание: журнал "Экономическая политика", том 12 №3 (2017)

В статье проанализированы особенности действующей в Российской Федерации системы прогнозирования показателей развития распределительного электросетевого комплекса как важнейшего элемента планирования развития энергетической инфраструктуры страны. Рассмотрены уровни действующей системы прогнозирования в электроэнергетике и состав ее участников, предусмотренные действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации. Проведен ретроспективный анализ выполнявшихся в течение последних семи лет перспективных прогнозов электропотребления в стране. Показано, что рассмотренные прогнозы исходили из излишне оптимистичных оценок, впоследствии не нашедших подтверждения на практике. Дана качественная оценка применяемым методологическим подходам к прогнозированию объемов потребления электрической энергии и мощности на средне- и долгосрочную перспективу на различных уровнях планирования (федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне сетевых компаний). Выделены основные факторы, влияющие на качество прогнозирования ключевых параметров развития электросетевого комплекса: отсутствие достоверной исходной статистической информации и ретроспективных рядов сопоставимых данных за длительный период времени (от 50 уровней); отсутствие комплексной системы сбора, агрегирования и публикации отраслевой отчетности; применение дифференцированных методик расчета ключевых показателей функционирования отрасли; проводимое в последние годы реформирование структур, отвечавших за сбор и агрегирование статистических данных (Росстат, ФАС России, Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике и др.). Даны предложения и рекомендации по совершенствованию действующей системы планирования развития электросетевого комплекса, направленные на повышение достоверности прогнозов и, как следствие, на снижение рисков инвестирования в энергетическую инфраструктуру.

Авторы: Темная О.В., Трегубова Е.А., Файн Б.И.

Издание: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции "Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития" (2017)

Рассмотрен зарубежный опыт применения бенчмаркинга в целях тарифного регулирования деятельности естественных монополий в распределительном сетевом комплексе и возможности его применения в российской практике. Проанализированы механизмы стимулирующего регулирования на основе методологии бенчмаркинга, применяемые в Великобритании и в других странах. Выявлены этапы проведения бенчмаркингого исследования и функциональные особенности применяемых моделей. Предложены возможные подходы к применению механизмов бенчмаркинга с учетом российских условий.

Авторы: Юнусов Л.А., Файн Б.И.

Издание: научно-практическое издание "Научные труды Вольного экономического общества России", том 204 (2017)

Рассмотрены ключевые тенденции развития распределительного электросетевого комплекса Российской Федерации. Выявлены основные факторы, влияющие на формирование и реализацию государственной тарифной политики в отношении распределительных сетевых компаний. Дана оценка динамики энергопотребления. Проведен ретроспективный анализ динамики тарифов на услуги по передаче электроэнергии и платы за технологическое присоединение к сети. Исследованы показатели, характеризующие доступность электросетевой инфраструктуры. Определены основные проблемы, связанные с функционированием и развитием компаний, оказывающих электросетевые услуги. Проанализированы особенности и выявлены недостатки государственной тарифной политики, проводимой в отношении распределительных электросетевых компаний. Сформулированы основные задачи тарифной политики в распределительном электросетевом комплексе. Даны предложения в отношении направлений совершенствования государственной тарифной политики в соответствии с современными вызовами.

Авторы: Агафонов Дмитрий, Белякова Мария

Издание: научно-практическое издание "Путеводитель предпринимателя", выпуск XXXIII (2017)

В статье рассматривается действующая система субсидирования пассажирских перевозок национального перевозчика АО "ФПК", которая в настоящее время имеет ряд недостатков, в том числе: отсутствует планирование объема перевозок в регулируемом сегменте. Цель статьи - показать необходимость и актуальность дальнейшего совершенствования механизмов государственного субсидирования в сфере пассажирских перевозок дальнего следования.

Автор: Агафонов Дмитрий

Журнал: «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», №1 (2017)

В рамках данной работы проведено обобщение литературных источников, позволившее выявить длинную и обширную историю теоретических исследований природы возникновения и развития инфраструктуры как самостоятельного элемента экономической мысли. Рассмотрены современные определения термина инфраструктура с учетом специфики железнодорожного транспорта. Собраны термины и определения, способные охарактеризовать железнодорожную инфраструктуру. Отмечается высокая роль качества оказания услуг железнодорожной инфраструктуры при обеспечении перевозочного процесса. 

Автор: Агафонов Дмитрий

Журнал: Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, №1 (2017)

Сегодня в России на всем протяжении железнодорожной сети реализуется смешанный тип движения. Современные грузовые и пассажирские поезда, имеющие различные технические характеристики вынуждены оказывать услуги по перевозкам по одним и тем же железнодорожным линиям. На современном этапе необходимо предпринимать меры по разделению пассажирского и грузового движения. Одной из эффективных мер такого разделения является строительство новых линий ВСМ, способных помочь железнодорожному транспорту России успешно выйти на современный уровень технического развития, который соответствует мировым стандартам. Мировой опыт свидетельствует, что для целей снижения издержек по содержанию и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры, росту прозрачности механизмов ценообразования на ее услуги, принципиальное разделение грузовой и пассажирской железнодорожной инфраструктуры по принципу «масса-скорость», может являться эффективным и рациональным решением. Реализация инвестиционных проектов по строительству новых линий ВСМ имеет стратегическое значение и будет способствовать росту наиболее значимых социально-экономических показателей развития страны, уровня мобильности населения. Для успешной реализации проекта строительства новых линий ВСМ необходимо более тесное взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками перевозочного процесса.

Автор: Борис Файн, Оксана Мозговая

Журнал: Интернет-журнал «Науковедение» том 8, №6 (2016)

В статье обоснована необходимость построения достоверных прогнозов развития электросетевого комплекса как составной части процесса планирования развития энергосистемы. Авторами исследован опыт Великобритании в сфере прогнозирования развития электросетевого комплекса. Проанализирована организационная структура электросетевого комплекса Великобритании. Рассмотрены стадии разработки прогнозов развития электросетевого комплекса и состав сценарных вариантов, в соответствии с которыми формируется прогноз. Исследована применяемая методология прогнозирования энергопотребления как ключевого фактора, учитываемого при планировании развития электрических сетей. Выявлены механизмы взаимодействия государственных органов и субъектов рынка, направленные на повышение качества и достоверности формирования прогнозов, способы учета неопределенности исходной информации при построении прогнозов. Определены инструменты долгосрочного прогнозирования тарифов на услуги, оказываемые электросетевыми компаниями. Обоснована необходимость совершенствования системы прогнозирования и планирования развития электрических сетей в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.