Статьи

Автор: Мозговая О.О., Шеваль Ю.В.

Издание: «Вестник университета». №12. (декабрь 2019)

В статье проведен анализ первых результатов применения метода сравнения аналогов при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии в России. Цель перехода на новый метод, преследуемая регулятором - создание стимулов для повышения эффективности деятельности гарантирующих поставщиков. Анализ законодательства показал, что методика нормирует выручку поставщиков и ограничивает факторы роста сбытовых надбавок, главным образом, уровнем инфляции. Однако в переходный период применение новой методики привело к росту сбытовых надбавок опережающими инфляцию темпами. Выявлено, что в большинстве регионов это обусловлено занижением расходов базового периода и (или) завышением нормативов «эталонов затрат». В то же время авторы предполагают, что после завершения переходного периода темпы роста сбытовых надбавок будут находиться в пределах инфляции.

Автор: Агафонов Д. В.

Издание: «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». №11. (ноябрь 2019)

В работе раскрыта специфика перекрестного субсидирования на территории энергосистемы Калининградской области. Отмечена ключевая роль оптового рынка электрической энергии при формировании объемов перекрестного субсидирования. Выявлена и обоснована необходимость дальнейшего перекрестного субсидирования в отношении потребителей электрической энергии на территории региона.

Автор: Мозговая О.О.

Издание: «Вестник Евразийской науки». №6. (ноябрь-декабрь 2019)

В теории регулирования основным инструментом, используемым для развития конкуренции на естественно-монопольных рынках, является регулирование по эталонным показателям. Применение эталонного метода регулирования позволяет регулирующим органам создать условия, имитирующие конкуренцию для тех регулируемых организаций, которые в силу специфики функционирования отрасли не могут конкурировать друг с другом напрямую. Лежащее в основе эталонного метода регулирования использование сравнительного анализа (бенчмаркинга) показателей деятельности регулируемых организаций позволяет регулирующим органам определять эффективные значения основных показателей функционирования регулируемых организаций и предъявлять на их основе к регулируемым организациям требования по двум критериям (цена и качество), стимулирующие их к росту операционной эффективности.
В России Федеральная антимонопольная служба пошла по пути создания квазиконкурентных условий и стимулирования операционной деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии посредством внедрения метода сравнения аналогов. Суть метода состоит в ограничении (или нормировании) операционных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку гарантирующего поставщика на очередной период регулирования. В результате метод сравнения аналогов устанавливает эффективные значения операционных расходов регулируемых организаций, определенные дифференцированно по ряду признаков. В отличие от эталонного метода регулирования применяемый в России метод сравнения аналогов не предусматривает сравнительной оценки эффективности деятельности регулируемых организаций по итогам периода регулирования, а также системы штрафов и поощрений за несоблюдение (выполнение) предъявляемых к регулируемой организации требований. Таким образом, метод сравнения аналогов и эталонный метод регулирования не являются синонимами, хотя и имеют в основе своей схожие инструменты и цели.

Автор: Темная О.В., Шеваль Ю.В.

Издание: «Вестник Евразийской науки». №5. (сентябрь-октябрь 2019)

Перекрестное субсидирование представляет собой ценовую дискриминацию, при которой снижение тарифов (цен) на один вид товара (услуги) для одной категории потребителей осуществляется за счет соответствующего завышения тарифов (цен) на тот же или другой вид товара (услуги) для других категорий потребителей. В современных условиях функционирования электроэнергетики основной объем перекрестного субсидирования формируется при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в электросетевом комплексе между населением (субсидируемая категория) и прочими потребителями (субсидирующая категория).
Другим видом перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе является перекрестное субсидирование между новыми и существующими потребителями услуги по передаче электроэнергии. Это обусловлено перераспределением финансовых средств между двумя видами деятельности – технологическое присоединение к электрическим сетям и передача электрической энергии по сетям. В статье дается анализ данного вида перекрестного субсидирования, рассмотрены основания его возникновения в разрезе двух составляющих: первая - выпадающие доходы, связанные с осуществление технологического присоединения и учитываемые при расчете тарифов на услуги по передаче, вторая - налог на прибыль организаций, который фактически связан с осуществлением деятельности по технологическому присоединению, но включается в состав необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей. Дана оценка объемов перекрестного субсидирования между технологическим присоединением и передачей электрической энергии и определена нагрузка на потребителей электрической энергии, как доля перекрестного субсидирования в составе необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей.
В результате авторами статьи делается вывод о том, что, хотя в среднем по Российской Федерации нагрузка составляет не более 3-4 %, однако для потребителей ряда регионов она является значительной и превышает 5 %.

Автор: Суюнчев М.М., Трегубова Е.А., Шеваль Ю.В.

Издание: «Вестник университета». №10. стр. 73 - 80 (октябрь 2019)

Ключевой проблемой создания общего электроэнергетического рынка государств-членов ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), предусмотренного Договором о Евразийском экономическом союзе, является формирование его коммерческой инфраструктуры. В статье представлены результаты сравнительного анализа систем торговли электроэнергией на национальных электроэнергетических рынках государств ЕАЭС. Показано, что объединяемые рынки электроэнергии государств ЕАЭС заметно различаются в части организации торговых отношений (состава участников и оказываемых инфраструктурных услуг, правил торговли и ценообразования). Установлено, что только характеристики электроэнергетического рынка России в полном объеме соответствуют требованиям программных документов по общему электроэнергетическому рынку ЕАЭС. Даны рекомендации по мерам адаптации электроэнергетических рынков остальных государств ЕАЭС к указанным требованиям.

Автор: Мозговая О.О., Шеваль Ю.В., Кузнецов В.В. 

Издание: «Вестник Евразийской науки». №5. (сентябрь - октябрь 2019)

Проконкурентная тарифная политика ФАС России предполагает переход на стимулирующее регулирование, формирование и реализацию принципов долгосрочного регулирования. Внедрение с 2018 г. метода сравнения аналогов при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков направлено на повышение операционной эффективности их деятельности. В статье на основании анализ нормативно-правовой базы показано, что основными стимулирующими факторами, заложенными в методику, являются, во-первых, прямое ограничение части необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков посредством нормирования операционных затрат, включаемых в «эталонную выручку», во-вторых, ликвидация механизма корректировки «эталонной выручки» на величину экономии или перерасхода операционных расходов по результатам деятельности отчетного периода. Переход к нормированию операционных расходов позволил снизить субъективность в принятии тарифных решений и упростил процедуру тарифного регулирования. Однако он не создал достаточных стимулов для снижения операционных расходов гарантирующими поставщиками. Это обусловлено, во-первых, отсутствием механизма оценки показателей эффективности деятельности гарантирующих поставщиков и системы «штрафов и вознаграждений». Во-вторых, превышением «эталонной выручки» над выручкой, определенной методом экономически обоснованных затрат, вследствие чего, сбытовые надбавки 90 % крупнейших гарантирующих поставщиков выросли темпами, опережающими инфляцию. В-третьих, непрозрачностью механизма определения размеров «эталонов затрат», используемых для расчета эталонной выручки, а также предусмотренной возможностью корректировки эталонов затрат с минимальным сроком один раз в три года, в условиях отсутствия четких критериев, определяющих необходимость данной корректировки. В целях повышения стимулирующего воздействия целесообразно определить эталоны качества деятельности гарантирующих поставщиков, внедрить систему оценки и контроля качества их деятельности, а также систему штрафов (вознаграждений) за снижение (повышение) эффективности деятельности гарантирующих поставщиков.

Автор: Файн Б.И., Трегубова Е.А.

Издание: «Актуальные проблемы современности: наука и общество». №3. стр. 60 – 64 (сентябрь 2019)

Рассмотрен международный опыт интеграции электроэнергетических рынков на примере стран Европейского союза, Центральной Европы и США. Выделены две модели формирования общих межгосударственных рынков электроэнергии, охарактеризованы особенности объединения рынков электроэнергии по каждой модели. Выполнен сравнительный анализ организации общего рынка электроэнергии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и
существующих объединений электроэнергетических рынков за рубежом. Даны рекомендации по повышению эффективности проекта по созданию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС с учетом международного опыта формирования аналогичных объединений.

Автор: Файн Б.И., Репетюк С.В.

Издание: «Современная наука». №9. стр. 85 – 89 (сентбярь 2019)

Рассмотрены проблемы, связанные с формированием общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализирована специфика интеграционных процессов в энергетической сфере в рамках евразийской интеграции. На основе исследования мирового опыта выявлены типовые модели межгосударственной интеграции электроэнергетических рынков. Дана оценка возможных альтернатив рыночных конструкций, которые могут быть использованы при формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Предложены подходы к формированию оптимальной модели общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

Автор: Агафонов Д.В.

Издание: «Современная наука». №8. стр. 6 – 9 (август 2019)

В работе раскрыта специфика перекрестного субсидирования в территориально-изолированных энергосистемах Дальнего Востока. Отмечена ключевая роль оптового рынка электрической энергии при формировании объемов перекрёстного субсидирования. Выявлены основные недостатки применяемого в настоящее время механизма перекрестного субсидирования в отношении потребителей электрической энергии.

Автор: О.В. Темная

Издание: сборник статей II Международной научно-практической конференции "Топливно-энергетический комплекс России: актуальные проблемы и стратегия развития" (июнь, 2019)

Исследования показали, что в российских регионах различие утвержденных по уровням напряжения ставок на содержание электрических сетей, учитывающих перекрестное субсидирование населения, гораздо меньше, чем различие «экономически обоснованных» ставок на содержание электрических сетей. В статье проведен анализ существующей системы расчета ставок на содержание электрических сетей и предложено утвердить более простой вариант их расчета.