Photo by Alexander Popov on Unsplash

Заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Дмитрий Агафонов представил своё видение по поводу улучшений Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. 

К главным целям по расшивке Транссиба и БАМа относится увеличение пропускных способностей, рост погрузки, строительство новых путей и станций, снижение времени простоя поездов и т.д. Насколько эти цели остаются актуальны в свете ухудшения экономической ситуации?

Модернизация железнодорожной инфраструктуры в направлении Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей является крупным инвестиционным проектом национального масштаба. Контроль за его реализацией осуществляется на уровне Правительства РФ.

РЖД оценивает фактический объем инвестиций в данный проект в 2015 – 2018 гг. в размере 267,27 млрд руб., что составляет порядка 15,2% от суммарного финансирования инвестиционной программы РЖД (суммарный объем инвестиционной программы составил 1 751,35 млрд руб.). За 2019 г. на проект модернизации Транссиба и БАМа планировалось направить 36,89 млрд руб. или 5,5% от плановых параметров инвестиционной программы.

Основной стратегической целью реализации данного проекта является увеличение объемов российского экспорта по восточному направлению в страны Тихоокеанского региона. Актуальность реализации данного проекта подчеркивается и на правительственном уровне. В конце 2019 г. действующим тогда Премьер-министром России Медведевым Д.А. был принят ускоренный план модернизации Восточного полигона, где срок реализации был пересмотрен на год (с 2024 г. до 2023 г.).

Китайская сторона для нас остается и будет оставаться важнейшим стратегическим партнером. В 2019 г. экспортные поставки из России в Китай оцениваются на уровне $55,5 млрд (или 15% от общего объема российского экспорта). В структуре российского экспорта в Поднебесную преобладают минеральные продукты (нефть и нефтепродукты, руды, шлак и зола), продукция лесообрабатывающей отрасли, металлы (черные металлы, алюминий). Кроме этого, существует перспективы по использованию транзитного потенциала России по маршруту Китай – Европа – Китай. Это приведёт к повышению конкурентоспособности РЖД на мировом рынке транспортно-логистических услуг.

Несмотря на сложности в мировой экономике, связанные с распространением коронавирусной инфекции и последующими вынужденными мерами по ограничению передвижения через пограничные пункты, в Китае уже сейчас отмечается первые признаки восстановления экономической активности. Таким образом, развитие экономических и деловых отношений с Китаем, как с одной из крупнейших экономик мира, остаётся для Российской Федерации актуальной и первостепенной задачей даже в условиях ухудшения экономической ситуации. Это определяет необходимость дальнейшего осуществления проекта по расшивке Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Как реализация программы модернизации железнодорожной инфраструктуры Транссиба и БАМа отражается сегодня на решении ряда проблем грузоотправителей и грузовладельцев?

Любой инвестиционный проект, связанный с развитием транспортной инфраструктуры, предполагает рост пропускной способности и, как следствие, увеличение объемов перевозимых грузов, а также снижение сроков доставки в пункт назначения. В данном случае для грузоотправителей и грузовладельцев снятие инфраструктурных ограничений на пути следования БАМа и Транссиба позволит увеличить объемы вывоза грузовой базы с основных месторождений Восточного полигона и, соответственно, будет способствовать росту собственной выручки. По оценке РЖД проект позволит увеличить провозную способность магистралей до 180 млн т к 2024 г. и до 210 млн т к концу 2025 г.

Промежуточные итоги реализации проекта являются позитивными. Холдингу РЖД по итогам 2019 г. удалось удвоить объемы грузовых перевозок на БАМе и Транссибирской магистрали по сравнению с базовым 2012 г.

Источниками финансирования инвестиционной программы РЖД являются собственные средства компании и средства федерального бюджета. Таким образом, реализация данного проекта сегодня может отражаться на грузоотправителях и грузовладельцах только через тариф на грузовые перевозки. Федеральная антимонопольная служба утвердила корректировку индексации тарифов РЖД на грузоперевозки в 2020 г. на 3,5%. До момента окончания модернизации железнодорожной инфраструктуры в данном направлении, развернуто говорить и прогнозировать проблемы для грузоотправителей и грузовладельцев преждевременно.

Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение через форму на сайте или по почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Мы открыты к диалогу.

#БудьДома #БудьтеЗдоровы #СпасибоДоктор