Одна из целей в сфере железнодорожного транспорта, указанная в недавно одобренной правительством РФ Транспортной стратегии до 2035 года, – это обеспечение связанности территорий РФ и, в частности, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург не позднее 2027 года. О том, насколько целесообразно все-таки ее строительство в нынешних условиях, РЖД-Партнеру рассказал заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС Дмитрий Агафонов.

РЖД-Партнер: Дмитрий Валентинович, насколько, по Вашему мнению, эффективно строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург в нынешних экономических условиях?

Дмитрий Агафонов: Необходимость реализации проектов строительства высокоскоростного сообщения на территории РФ, в том числе между двумя столицами, обсуждается достаточно давно. Эффекты от строительства ВСМ выходят за границы транспортной отрасли. Это подтверждает опыт других стран, прежде всего, Китая, Испании, Франции и других членов Европейского союза. В них строительство ВСМ стало важнейшим фактором экономического роста. Поэтому эффект от строительства новых магистралей необходимо рассматривать комплексно.

Применительно к РЖД за счет перераспределения грузовых и пассажирских потоков строительство ВСМ позволит повысить пропускную способность железнодорожной сети и разгрузить подходы к портовой инфраструктуре Северо-Западного региона при выполнении грузовых перевозок. По оценкам компании непосредственно на полигоне прохождения потенциальной ВСМ объем инвестиционных ресурсов, необходимых для освоения дополнительных объемов грузоперевозок, оценивается более чем в 200 млрд руб.

Строительство магистрали позволит сэкономить эту сумму за счет перенаправления пассажиропотока на ВСМ и высвобождения пропускной способности обычных железных дорог под грузовые перевозки. Высвобождающуюся пропускная способность существующей железнодорожной сети необходимо рассматривать как потенциальные дополнительные доходы от перевозки грузов. Этот эффект, по оценкам РЖД, может составить до 1,5 трлн руб.

В целом с учетом издержек на содержание инфраструктуры и осуществление перевозочного процесса РЖД оценивают дополнительную EBITDA (прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов. – Прим. авт.) от реализации проекта в 1,7 трлн руб. за 30 лет.

РЖД-ПартнерВы полагаете, что эта ВСМ будет пользоваться популярностью у пассажиров?

Дмитрий Агафонов: Касательно пассажирских перевозок, уже сейчас в России, несмотря на отсутствие в эксплуатации современных линий ВСМ, отмечается растущий спрос потребителей на транспортном рынке на услуги пассажирских перевозок высокоскоростным сообщением. Он реализован на существующей, всего лишь модернизированной железнодорожной инфраструктуре. Пассажирские перевозки «Сапсаном» между Москвой и Санкт-Петербургом с 2010 года, то есть с момента ввода, демонстрировали стабильный ежегодный рост в районе 15–40%.

За период 2010–2019 гг. пассажиропоток увеличился с 1,9 млн до 5,7 млн человек. До момента активного распространения вирусной инфекции по итогам первых 2 месяцев 2020-го пассажирские перевозки «Сапсаном» составили 776 тыс. чел., что на 6% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, ввод ВСМ дает возможность получения синергического эффекта в экономическом, социальном и культурном аспекте. Сложившийся тренд на транспортном рынке, активный поиск новых точек роста для национальной экономики, опыт зарубежных стран лишний раз подчеркивают актуальность строительства ВСМ на территории РФ, в том числе между двумя столицами.

РЖД-ПартнерА насколько реалистичен план завершить строительство к 2027 году? Ранее речь шла о 2026-м?

Дмитрий Агафонов: На реализацию проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург заложено 7 лет. В России накоплен успешный опыт реализации масштабных проектов с горизонтом строительства 7–10 лет не только в транспортной отрасли: подготовка к проведению Олимпиады в Сочи, ЧМ по футболу, строительство автодорожных магистралей, трубопроводов и т. д. Безусловно, строительство ВСМ имеет свою специфику и предполагает активное использование накопленного капитала наукоемких отраслей. Многое зависит от приоритетов и политической воли руководства нашей страны.

Опыт, в первую очередь Китая, говорит о том, что в установленный срок данный проект вполне реализуем и для нашей страны. За 10 лет в Поднебесной было построено порядка 19 тыс. км высокоскоростных магистралей, что позволило Китаю выйти в мировые лидеры по протяженности ВСМ.

РЖД-ПартнерНо речь идет о больших суммах денег. По какой схеме финансирования, по Вашему мнению, должна осуществляться реализация такого масштабного проекта?

Дмитрий Агафонов: Зарубежный опыт (прежде всего, в странах Евросоюза) в сфере строительства ВСМ показывает, что основными инвесторами выступают государственные структуры (на их долю приходится порядка 70% от общего объема финансирования). Остальную часть финансирования составляют частные инвестиции, привлеченные концессионером на коммерческой основе. Россия в данном случае не является уникальной страной, притом что положительный опыт ГЧП накоплен в автодорожном хозяйстве.

По состоянию на 2019 год ориентировочная стоимость реализации проекта составляет 1,5 трлн руб. при объеме ВВП России, по данным Росстата, 110 трлн руб. (в текущих ценах).

Проект строительства и ввода ВСМ должен преследовать, прежде всего, национальные интересы. В сложившихся макроэкономических и политических условиях, находясь под давлением санкций, с большой долей вероятности строительство магистралей будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Возможно, с целью всесторонней поддержки проекта привлекут крупнейшие финансово-кредитные организации нашей страны: Сбербанк, группу ВТБ, Внешэкономбанк. Можно предположить, что в данном случае схема финансирования будет стандартной: взносы в уставной капитал РЖД или прямое выделение субсидий из федерального бюджета.

Вне зависимости от схемы финансирования на сегодняшний момент наиболее актуальной задачей при реализации проектов строительства и ввода объектов инфраструктуры ВСМ является контроль и мониторинг за расходованием выделяемых финансовых ресурсов, в том числе из федерального бюджета.

Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение через форму на сайте или по почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.Мы открыты к диалогу.

Информационное агентство «РЖД-Партнер», Наталья Гусаченко

#БудьДома #БудьтеЗдоровы #СпасибоДоктор