3 февраля 2020 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Его прокомментировали директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Борис Файн, директор Центра методологии и судебной экономической экспертизы Ольга Темная, директор Центра организации научной деятельности и управления проектами Оксана Мозговая и ведущий эксперт Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Юлия Шеваль.

Предлагаемые поправки к Федеральному закону от 26.03.2003 г. №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» направлены на устранение пробела в законодательстве, регламентирующего механизм реализации запрета на совмещение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также аффилированными лицами на совмещение в границах одной ценовой зоны оптового рынка деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В соответствии с действующими положениями законодательства, антимонопольный орган имеет право обращаться в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. Однако у него отсутствует право обращаться с аналогичным заявлением в отношении принудительной продажи принадлежащих такому юридическому лицу акций аффилированных юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В связи с этим, внесение поправки в Федеральный закон от 26.03.2003 г. №36-ФЗ представляется логичным.

Рекомендация специалистов Института экономики естественных монополий. Хозяйствующие субъекты не должны быть лишены права самостоятельно определить механизм прекращения нарушения указанного запрета, в том числе определить состав подлежащего реализации имущества или акций, а также условия их реализации. Представляется целесообразным определить срок, в течение которого хозяйствующие субъекты имеют право самостоятельно прекратить нарушение запрета после получения соответствующего предписания от антимонопольного органа, а право на обращение антимонопольного органа с заявлением о прекращении принудительной продаже должно наступать после истечения данного срока. Также должен быть урегулирован вопрос о механизме действий в случае отсутствия покупателей, желающих приобрести соответствующие акции (данный вопрос может быть актуальным в случае реализации упомянутых в пояснительной записке к законопроекту акций гарантирующих поставщиков электрической энергии регионов Северного Кавказа, обремененных значительных объемом долгов).

Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение через форму на сайте или по почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.Мы открыты к диалогу.