28 ноября 2019 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением зеленых сертификатов". Его прокомментировал директор Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Борис Файн
 
Законопроект о введении зеленых сертификатов по сути направлен на введение системы добровольной поддержки генерации на базе возобновляемых источников энергии со стороны потребителей или иных субъектов. Внедрение подобного механизма соответствует мировым трендам, однако, пока не ясно, насколько он будет востребован в российских условиях с учетом непростой экономической ситуации и отсутствия устойчивых традиций добровольной поддержки экологических программ. По представленному тексту законопроекта можно высказать ряд замечаний:
  1. Выдача зеленых сертификатов предполагается только в отношении электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии на квалифицированных генерирующих объектах, введенных в эксплуатацию после 2024 года в рамках механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке. Таким образом, не предусматривается выдача зеленых сертификатов в отношении электроэнергии, вырабатываемой на существующих объектах ВИЭ или вводимых в эксплуатацию до 2024 года. Также не предусмотрена выдача зеленых сертификатов в отношении электроэнергии, поставляемой объектами ВИЭ на розничный рынок электроэнергии. В то же время, с точки зрения потребителей, желающих потреблять «чистую» электроэнергию, не имеет принципиального значения, когда и на каких условиях был введен в эксплуатацию соответствующий энергообъект.
  2. В законопроекте отсутствует перечень видов генерации для которых предусмотрена выдача зеленых сертификатов. В частности, не урегулирован вопрос о том, будут ли выдаваться зеленые сертификации в отношении электрической энергии, выработанной крупными гидроэнергетическими объектами.
  3. Не определен минимальный объем электрической энергии, в отношении которого может быть выдан зеленый сертификат. Соответственно, не урегулировано, будут ли указанные сертификаты доступны для приобретения малыми потребителями и населением, или будут доступны только крупным промышленным потребителям.
  4. Как следует из текста законопроекта, за счет средств, полученных от продажи зеленых сертификатов, произойдет перераспределение источников финансирования проектов, уже прошедших конкурсный отбор в рамках ДПМ ВИЭ. Принудительное финансирование ВИЭ, возлагаемое в настоящее время на всех потребителей, частично будет замещено добровольным. Однако, введение подобного механизма не создает какого-либо дополнительного стимула для инвесторов по развитию генерации на базе ВИЭ.
Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение, мы открыты к диалогу (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).