С позиции экономической теории инвестиции в инфраструктуру являются классическим примером борьбы с рецессией в национальной экономике. В зависимости от финансовых ресурсов общей концепцией ряда крупнейших экономик мира (США, Китая, Германии) является необходимость ускорить реализацию масштабных транспортных проектов со скорым сроком завершения.

Начиная с II квартала 2020 года Китайская государственная железнодорожная корпорация (CSR) полностью возобновила работы по модернизации и строительству объектов железнодорожной инфраструктуры. По итогам II квартала ожидаемый уровень капитальных вложений в сферу железных дорог должен составить около 230 млрд юаней, что на 4% выше аналогичного показателя за предыдущий период.

В Германии на волне распространения коронавирусной инфекции государственная поддержка была оказана национальному железнодорожному перевозчику Deutsche Bahn. В рамках соглашения с федеральным правительством железным дорогам Германии согласовано дополнительное финансирование работ по строительству и модернизации инфраструктуры на сумму €62 млрд в течение 10 лет.

В США активно реализуется программа расширения узких мест на железнодорожной инфраструктуре Северо-Восточного коридора между Вашингтоном и Бостоном. Государственное софинансирование этого проекта оценивается на уровне $300 млн.

Уникальное географическое расположение и обширная территория Российской Федерации позволяют наращивать объемы транзитных перевозок. Раскрыть уникальные транспортные возможности нашей страны с целью масштабного перемещения грузов обязаны и предприятия железнодорожного транспорта, которые формируют львиную долю национального грузооборота. По итогам 2019 года в структуре национального грузооборота на долю железнодорожного транспорта пришлось около 87–88% (без учета трубопроводного транспорта), что делает его практически безальтернативным видом транспорта при перевозках грузов на дальние расстояния.

В настоящее время Россия по логистическому показателю LPI находится в седьмом десятке (в том числе по развитию инфраструктуры в шестом десятке), разделяя данное место с такими странами Латинской Америки, как Парагвай и Коста-Рика.

Реализация масштабного инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, призванная обеспечить стабильный транспортный коридор между Европой и Азией, как раз позволит занять ОАО «РЖД» ведущие позиции на мировом рынке транспортно-логистических услуг.

В последнее время проблематике расширения узких мест на территории прохождения железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона уделено особое внимание на высшем уровне.

Еще в 2018 году президентом страны была поставлена задача по увеличению объема перевозок угля к 2025-му на азиатские рынки до 200 млн т. При этом в ближайшей перспективе европейские рынки сократят потребление угля, о чем в июле 2020 года заявил замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс. Это увеличивает необходимость скорейшего развития Восточного полигона.

В условиях кризиса в национальной экономике Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил особую необходимость скорейшей реализации проекта развития Восточного полигона. Такая позиция, безусловно, является положительным моментом. Дефицит провозных мощностей в направлении Азии остается одной из нерешенных проблем. Азиатские страны Тихоокеанского региона являются перспективными и крупнейшими рынками сбыта российский экспортной продукции – уголь, металлы, минеральные удобрения, мясо.

Планируемый уровень инвестиций в проект развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 2025 года составит 696 млрд руб. В период 2015–2019 гг. в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» по данному проекту фактически освоено около 300 млрд руб. С учетом перспектив прироста ВВП за счет транзитного потока на уровне 1–1,5% (экспертные оценки Организации экономического сотрудничества и развития) значительный объем первоначальных инвестиций в инфраструктуру Восточного полигона является обоснованным.

В проекте общенационального плана действий по восстановлению национальной экономики, который в настоящее время находится на рассмотрении главы государства, предусматривается ряд мер государственной поддержки для ОАО «РЖД», в частности, сохранение ставки по налогу на имущество в 2021 году на уровне текущего года (это позволит сэкономить перевозчику около 16 млрд руб.) и выделение 1 млрд руб. на развитие транзитных контейнерных перевозок. Вместе с тем каких-то специальных функций противодействию коронавирусной инфекции на ОАО «РЖД» не возложено.

Однако косвенно зарубежный опыт и складывающаяся экономическая ситуация лишний раз подчеркивают необходимость скорейшей реализации инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона.

Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение через форму на сайте или по почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.Мы открыты к диалогу.