Ассоциация Промжелдортранс попросила Правительство РФ включить железнодорожный транспорт в перечень отраслей экономики, пострадавших от коронавируса. О необходимости господдержки отрасли РЖД-Партнеру (автор статьи Наталья Гусаченко) рассказал заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС Дмитрий Агафонов.

РЖД-Партнер (Наталья Гусаченко): Насколько необходима сейчас господдержка железнодорожной отрасли?

Дмитрий Агафонов: Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в национальном транспортном балансе нашей страны. Данный вид транспорта практически не заменим при перевозках на дальние расстояния. По железнодорожной инфраструктуре за 2019 г. было перевезено 1 279,42 млн тонн различного вида грузов, формируя порядка 45% национального грузооборота. Ежегодное количество перевезенных пассажиров превышает 1 млрд чел, при доле в общем пассажирообороте страны в 25%.

Компания РЖД как флагман железнодорожной отрасли обеспечивает порядка 730 тыс. рабочих мест, без учета занятости в смежных отраслях экономики. И в данном случае отнесение РЖД в список системообразующих компаний экономики России является вполне логичным и взвешенным решением Правительства Российской Федерации.

Действительно, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» железнодорожная отрасль не включена в ряд отраслей российской экономики, признанных особенно пострадавшими в результате распространения коронавирусной инфекции.

Уже 15 апреля, Президент России принял решение выделить на поддержку отечественных авиакомпаний (авиаперевозки как вид экономической деятельности включен в перечень первоочередной поддержки) более 23 млрд руб.

Однако, рассмотрение и формирование данного списка осуществлялось Минэкономразвития России в конце марта – до момента подведения итоговых результатов транспортно-логистической работы предприятий железнодорожного транспорта, прежде всего РЖД за 1 квартал 2020 г.

По итогам первого квартала 2020 г. погрузка на сети РЖД составила 306,7 млн тонн, что на 3,8% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, в том числе каменного угля составила 87,2 млн тонн – на 10,2% меньше величины первого квартала 2019 г.

В сложившихся условиях можно прогнозировать дальнейшее снижение показателей погрузки грузов и сокращение пассажиропотоков на железнодорожной сети. По итогам первого полугодия 2020 г. вполне можно увидеть и более существенное «проседание» основных показателей финансово-хозяйственной деятельности РЖД по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

На правительственном уровне подчеркивается, что утвержденный список не является исчерпывающим. В нем представлены отрасли экономики, которым необходима первоочередная адресная поддержка. На наш взгляд, существует большая вероятность пересмотра отраслей экономики, которым необходима государственная поддержка, ее расширение, в том числе за счет включения предприятий железнодорожного транспорта. В каком виде и формате будет осуществляться дополнительный учет новых отраслей, где необходима государственная поддержка вопрос не первостепенной важности.

РЖД-Партнер (Наталья Гусаченко)Какие конкретно меры требуются для минимизации снижения доходов и недопущения существенного снижения погрузки?

Дмитрий Агафонов: В Российской Федерации негативный эффект от распространения коронавирусной инфекции накладываются на колебание курса национальной валюты, закрытие государственных границ, ограничение деятельности по ряду отраслей национальной экономики.

Необходимо констатировать, что РЖД, как и любой другой транспортно-логистической компании, в краткосрочной перспективе придется оперативно адаптироваться к новым реалиям ведения своей хозяйственной деятельности. В условиях сокращения погрузки и снижения грузооборота на железнодорожной сети РЖД должна быть готова к дефициту своих оборотных средств.

Конкретный набор мер может быть следующим: обеспечить безубыточность при перевозках грузов первого тарифного класса, в том числе за счет пересмотра системы скидок к тарифам, оставить право за РЖД перераспределить (в случае значительного сокращения пассажиропотока) изначально планируемые к выделению средства из федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов при выполнении пассажирских перевозок, прежде всего для ФПК в размере 8 млрд руб. (минимальный уровень), прямая дополнительная поддержка за счет федерального бюджета.

Одной из мер поддержки со стороны государства при выполнении экспортных перевозок, является помощь при формировании документооборота. В условиях особого режима по соблюдению всех санитарно-эпидемиологических норм перевозки при пересечении государственных границ различных стран, РЖД придется столкнуться с дополнительной сопроводительной документацией, что может существенно увеличить срок доставки грузов.

Очевидно, государственным институтам придется предусмотреть значительный объем средств на покрытие выпадающих доходов в сфере грузовых перевозок вследствие влияния негативных эффектов в национальной экономике. Тем не менее, окончательный уровень поддержки должен быть определен на основе фактических показателей работы РЖД за 2020 г. и безусловно с учетом возможностей федерального бюджета.

Не согласны с мнением эксперта? Присылайте своё мнение через форму на сайте или по почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.Мы открыты к диалогу.

#БудьДома #БудьтеЗдоровы #СпасибоДоктор