Мнение эксперта
 
Василий Кузнецов. Комментарий газете «Энергетика и промышленность России», 04.03.2020

К настоящему моменту у энергосбытовых компаний сформировалась неоднозначная репутация – некоторые эксперты считают их лишней «прослойкой» между производителем и потребителем. Чтобы разобраться, так ли это на самом деле, мы обратились к представителям отрасли.

На высоком уровне

Для начала попросили оценить роль энергосбытовых компаний в энергосистеме страны и высказаться честно – справляются ли они с возложенными функциями?

Ведущий эксперт Института экономики естественных монополий РАНХиГС Василий Кузнецов акцентирует внимание на том, что на розничном рынке электрической энергии в настоящее время функционируют два типа компаний, осуществляющих энергосбытовую деятельность: гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании.

– Мотивы их функционирования в энергосистеме страны отличаются, поэтому необходимо отдельно определить место каждого вида предприятий. Независимые энергосбытовые компании являются представителями интересов заинтересованных в минимизации затрат потребителей, которые должны обеспечить финансовую привлекательность осуществляемой энергосбытовой компанией деятельности, – рассуждает он. – При этом потребители не обязаны обеспечивать рост рентабельности деятельности гарантирующего поставщика, так как эти предприятия обязаны при наличии технической возможности обеспечивать электрической энергией всех потребителей, как платежеспособных, так и неплатежеспособных. Таким образом, оба типа энергосбытовых компаний являются структурой, увеличивающей конечную стоимость электрической энергии для конечного потребителя. При этом независимая компания направляет сбытовую надбавку на удовлетворение собственных интересов, в то время как наценка гарантирующих поставщиков зачастую идет в том числе на погашение задолженности неплатежеспособного населения (резерв по сом­нительным долгам). Последнее приводит к постепенному росту тарифов для конечных потребителей и негативно сказывается на имидже гарантирующих поставщиков. В существующем нормативно-правовом поле можно говорить о достаточно высоком уровне выполнения возложенных на гарантирующих поставщиков функций.

Нужно увеличивать прозрачность

Почему же к настоящему моменту у энергосбытов сформировалась неоднозначная репутация и каким образом ее можно улучшить?

Василий Кузнецов полагает, что негативный образ энергосбытов, в первую очередь, формируется из‑за роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. Это связано с высоким уровнем неплатежей (308,4 миллиарда рублей на ноябрь 2019 года), из‑за которого растут цены. Вторая причина связана с первой: недостаточная информированность потребителей о деятельности энергосбытовых компаний.

– В результате деятельность гарантирующих поставщиков представляется в виде черного ящика, в который потребители приносят деньги, – констатирует эксперт. – Однако стоит отметить, что негативный образ определен не только недопониманием со стороны потребителя. Так, введение метода сравнения аналогов определил рост необходимой валовой выручки (расходов, которые должны быть возмещены). При этом на последних совещаниях, проводимых органами государственной власти, становится ясно, что в состав расходов включены затраты на автоматизированный сбор показаний счетчиков. Таким образом, действенным способом улучшения репутации энергосбытовых компаний, в частности гарантирующих поставщиков, является увеличение прозрачности регулирующих деятельность компаний методик, их функционирования и формирование годовых отчетов для потребителей.

Возможности ограничены, но попытки предпринимаются

Возможно, российским энергосбытовым компаниям стоило бы позаимствовать успешные практики работы у своих зарубежных и отечественных коллег?

– Одна из успешных зарубежных методик в настоящее время внедряется в отношении гарантирующих поставщиков электрической энергии – метод сравнения аналогов, как специфический вид эталонного метода, – уточняет представитель РАНХиГС. – Однако в связи с его подстройкой под российскую практику использование этого метода пока увеличило тарифную нагрузку. Но в будущем это положение может быть изменено, в том числе за счет увеличения прозрачности методик регулирования.